Поиск по вопросам диагностики и лечения

Офтальмология
Главная Лечебные направления Статьи Контакты
Главная Публикации Детская офтальмология Развитие зрительной (оптической) ориентации в пространстве у детей

Развитие зрительной (оптической) ориентации в пространстве у детей

Можно считать, что после фундаментальных трудов Гельмгольца, И.М. Сеченова, И.П. Павлова общепризнанным является представление, что функция оптического восприятия пространства является приобретенной, развивающейся на основе временных связей. В развитии этой сложной функции принимают участие, кроме глаз, многие другие анализаторы (тактильно-кожный, проприоцептивно-мышечный, вестибулярный, слуховой и др.).

Оптическое "овладение пространством" начинается у ребенка с момента рождения, но развивается постепенно и очень медленно: "Сначала ребенок пространственно слеп" (В. Прейер). В первое время внеутробной жизни пространство, окружающее ребенка, ограничивается для него пределами 25-50 см. и лишь в возрасте около 3 месяцев оно достигает 4-7 м (Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова). В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает интересоваться более удаленными предметами, но еще не искушен в переходах от одного зрительного плана к другому. В возрасте около 7 месяцев устанавливается координация глаза и руки. К концу 1-го года жизни заканчивается предварительная, грубая работа по овладению пространством. Пространственное зрение продолжает быстрее совершенствоваться после 1-го года жизни, когда ребенок начинает ходить и получает возможность исследовать не только глазами, но и руками удаленные предметы, ранее бывшие для него недосягаемыми.

В 2,5 года он легко переводит взор с близкого предмета на удаленный, но с большим трудом в обратном направлении.

На первых порах "овладение пространством" происходит у ребенка при помощи тактильно-кинестезических ощущений при ощупывании предметов руками. При их помощи он раньше, чем глазами, познает рельеф предметов и свойства трехмерного пространства. В результате многократных совпадений тактильно-мышечных ощущений от предмета со зрительными восприятиями при его одновременном рассматривании глазами развивается на основе временных связей пространственное зрение.

Прозревшие слепорожденные на первых порах не в состоянии распознать предметы при помощи зрения и проверяют свои неясные зрительные ощущения, ощупывая предмет руками.

Сравнительно рано у ребенка развивается способность мысленно проецировать образ собственного тела в пространстве.

Процесс овладения ребенком сложной и трудной для него зрительной функцией восприятия перспективы красочно описал на основе личных воспоминаний Helmholtz. Проходя однажды вместе с матерью мимо высокой башни, на верхней галерее которой находились люди, он попросил, чтобы мать, протянув руку, достала ему с галереи эти хорошенькие куклы. Так неправильно оценивают расстояние и размеры предметов дети даже в возрасте, когда они уже умеют говорить и правильно выражать свои мысли. По данным И.С. Беритова и Н.Г. Херхеулидзе, раньше развивается у детей оптическое восприятие пространства и значительно позже - на основе вестибулярной рецепции.

Л.А. Дымшиц

«Развитие зрительной (оптической) ориентации в пространстве у детей» – статья из раздела Детская офтальмология

Дополнительная информация:

  Яндекс.Метрика