|
|||
Офтальмология
|
|||
Главная
Публикации
Детская офтальмология
Развитие центрального зрения у детей, центральная острота зрения
Развитие центрального зрения у детей, центральная острота зренияЦентральное форменное, предметное зрение начинает развиваться после установления устойчивой центральной фиксации. Оно нарастает постепенно. Обычно ребенок начинает узнавать обслуживающих его лиц по их виду на 4-6-м месяцах жизни, иногда позже. Узнавание жизненно важных объектов, например груди матери, может происходить в более ранние сроки - от 2 до 3-х месяцев, о чем можно судить по рефлекторным сосательным движениям ребенка. Геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар) дифференцируются ребенком позже - на 7-10-м месяцах жизни, а нарисованные изображения предметов - еще позже, на 2-3-м году жизни. В большинстве случаев наличие элементарного центрального форменного зрения у детей возможно обнаружить при помощи методики условных рефлексов лишь к концу 1-го полугодия жизни. У детей моложе 4 месяцев трудно вообще получить сколько-нибудь уверенные данные об уровне их центральной остроты зрения. В 4-месячном возрасте острота зрения составляет несколько меньше 0,01, в возрасте 6 месяцев она колеблется около 0,015-0,02, достигая к концу 1-го года жизни величин от 0,1 до 0,14. По данным одних авторов, острота зрения у детей достигает нормы (1,0) в возрасте 5 лет, по данным других, она составляет в этом возрасте лишь немногим более 0,5, достигая 1,0 лишь в возрасте около 13-15 лет. К моменту поступления в школу, в возрасте 7 лет, лишь около половины детей имеет полную (1,0) остроту зрения, а в возрасте 14--15 лет - от 84 до 95%. Острота зрения у детей оказывается выше в случае ее измерения при помощи изолированных букв или оптотипов и ниже при исследовании таблицами, в строках которых знаки стоят скученно (так называемые трудности разделения, трудности раздельного видения, или феномен скученности). Феномен скученности наблюдается при амблиопиях любого происхождения, в том числе при возрастной "физиологической амблиопии". Причины феномена точно не установлены. Разными авторами устанавливаются различные сроки развития у детей цветоразличения при помощи самых разнообразных методов исследования. Пользовавшиеся порочной "методикой наименования" цветов устанавливали слишком поздние сроки наступления цветоразличения у детей - в возрасте 2-3, 6 лет и даже более поздно. Ввиду анатомической функциональной незрелости зрительного анализатора, в частности колбочкового аппарата сетчатки, трудно допустить наличие сколько-нибудь развитого цветоразличения у новорожденных и детей самого раннего возраста. Восприятие цвета является в конечном счете функцией коры головного мозга. Между тем, новорожденный ребенок представляет по преимуществу "существо подкорковое". Подавляющее большинство авторов отрицают наличие цветоразличения у новорожденных детей. И.М. Сеченов в своих "Рефлексах головного мозга" писал, что глазу необходимо "выучиться ощущать любой из семи ньютоновских цветов". Многочисленные исследования, проведенные при помощи метода условных рефлексов отечественными авторами, показали, что выраженного цветоразличения у детей моложе первых 3 месяцев жизни обнаружить нельзя. Оно появляется лишь приблизительно к концу первого полугодия жизни. При помощи тщательной физиологической методики условных рефлексов А.В. Зоновой удалось в доказать, что цветоразличение у детей появляется впервые не ранее 2-месячного возраста. При помощи же ориентировочной реакции на новизну ей удалось среди 180 новорожденных в возрасте от нескольких часов до 17 дней обнаружить у 1/3 из них положительную реакцию на новизну сменяемых цветов, т. е. примитивное цветоразличение, или "наличие элементов колбочкового цветового зрения". В общем, из наблюдений, основанных на применении условнорефлекторной методики, можно сделать лишь вывод, что сколько-нибудь уверенное цветоразличение появляется у детей в процессе постнатального онтогенетического развития не ранее 2-месячного возраста. Исследованиями И.Э. Барбеля при помощи изо- и полихроматических таблиц устанавливается, что цветоощущение у детей обнаруживает функциональную зрелость в возрасте от 2 до 4 лет, когда применение таблиц становится у них возможным. Аномалии цветового зрения у них встречаются с такой же приблизительно частотой и в таких же количественных соотношениях, что и у взрослых. Большинство авторов отмечают, что различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, распознавание же цветов коротковолновой половины спектра (зеленого, синего) развивается значительно позже. Этот несомненный факт не получил еще пока достаточного объяснения. Можно допустить более раннее созревание приемников красного цвета по сравнению с приемниками других основных цветов. Некоторые авторы указывают на особый характер биологического действия красных излучений через глаз на весь организм. Красный свет способен усиливать мышечные сокращения и влиять на кровообращение, изменяя характер плетизмограмм. В эксперименте при помощи красного света можно вызвать у птиц "оптикогенную каталепсию" (Д.А. Бирюков). На белый свет также можно вызвать выраженное изменение мышечного тонуса у доношенных и особенно у недоношенных детей, что выражается в упомянутом оптическом рефлексе Пейпера "с глаза на шею". Конвергенция, аккомодация и связанное с ними сужение зрачков у взрослых неразрывно связаны, хотя и не абсолютно (относительная аккомодация и относительная конвергенция). У детей же раннего возраста они вначале разъединены. Каждая из этих функций развивается и достигает функциональной зрелости в разные сроки. Лишь впоследствии между ними устанавливается условнорефлекторная связь, которая постепенно укрепляется и становится неотличимой от безусловного рефлекса. Конвергенция, в противоположность сопряженным одноименным движениям обоих глаз, у новорожденных отсутствует. У новорожденного ребенка "нет вначале уменья смотреть, т.е. сводить зрительные оси глаз на одну точку" (И.М.Сеченов). По данным большинства авторов, начальные проявления конвергентных движений отмечаются не ранее чем в возрасте от 2 до 4 месяцев. Отчетливая, устойчивая конвергенция развивается у детей старше 6 месяцев. Дивергенция глаз у детей раннего возраста наблюдается во сне, наркозе, коме и при других условиях. Является ли этот процесс активным и существуют ли соответствующие нервные центры, точно неизвестно. Аккомодация. Ее исследование у маленьких детей представляет очень большие трудности. По современным данным, в первом полугодии жизни она, если и имеется, то носит еще непостоянный и эфемерный характер. Между ней и конвергенцией в это время еще отмечается выраженная диссоциация. Более совершенной она становится лишь на 2-м году жизни. Сужение зрачков при переводе взора на близкий предмет. Сроки начальных проявлений миоза при конвергенции и аккомодации у маленьких детей мало изучены. По данным некоторых авторов (Peiper, Esentie), первые слабые его проявления можно отметить на 3-4-месяце жизни. Л.А. Дымшиц «Развитие центрального зрения у детей, центральная острота зрения» статья из раздела Детская офтальмология
Дополнительная информация:
|
|||
|